вторник, 22 февраля 2011 г.

Москвич-408

Сегодня я хочу рассказать вам о жемчужине советского автомобилестроения - об автомобиле Москвич-408

Москвич-408 выпускался на заводе МЗМА, с сентября 1964 по декабрь 1975 года. Он стал родоначальником третьего поколения автомобилей марки Москвич.



По сравнению с предшественниками, в нём выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона, стало более рациональным размещение водителя и пассажиров. В меньшей степени, но существенно улучшились ходовые качества — устойчивость, управляемость. Стал мощнее двигатель, за счёт чего несколько улучшились динамические качества. Тормозная динамика по сравнению с последними моделями предыдущего поколения осталась примерно на том же уровне.

«408-й» отличался стильным и современным по меркам середины шестидесятых годов дизайном, имел достаточно высокий уровень комфорта и комплектации для своего времени и класса. Однако автомобиль сохранял устаревший и уже недостаточно мощный нижневальный двигатель, унаследованный от предыдущих моделей «Москвичей».

До конца шестидесятых годов он пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны, в частности, в 1965 году — около 45% выпуска, в 1967 — около 51%, в 1969 — около 64%.

В Скандинавии этот автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Англии (выпускалась специальная праворульная версия) — как Moskvich 408, в Германии — как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh Elite.
В Болгарии автомобиль собирался из советских машинокомплектов под обозначением Рила 1400. В Бельгии сборка осуществлялась фирмой Scaldia-Volga, продававшей автомобили во многих странах Западной Европы, причём иногда под собственной маркой — как Scaldia 408, Scaldia 1360 или Scaldia Elita, и часть автомобилей бельгийской сборки комплектовалась европейскими дизельными двигателями.

Прототипы будущей модели
На раннем этапе дизайнерами использовалась любопытная техника: пластилиновый макет выполнялся непосредственно на поверхности кузова «живого» серийного «Москвича-407». Впоследствии перешли уже к строительству обычных полноразмерных макетов. Существовало не менее трех вариантов внешнего вида и множество различных поисковых эскизных набросков.
Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами «универсал», «фургон», «купе» и «кабриолет».

 По европейским меркам «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали сравнительно невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая и живучая конструкция при достаточно высоком уровне качества. В датской брошюре 1967 года слоганом «Москвича» была фраза — «Mære verd, end den koster», то есть что-то вроде «дешево и сердито», дословно — «лучше своей цены».

Английский журнал THE MOTOR по результатам тест-драйва в 1966 году характеризовал Moskvitch 408 как
…рациональное, выносливое и комфортабельное средство транспорта… много автомобиля и оборудования за такую цену…
и назвал его в целом очень удачно спроектированным автомобилем, а в качестве существенных минусов отмечал несколько излишние по западным меркам уровни шума и вибрации от трансмиссии и не синхронизированную первую передачу в коробке, «тугие» тормоза без усилителя и механизм переключения передач, сравнительно плохую разгонную динамику, а также недостаток внимания к вопросам пассивной безопасности по стандартам второй половины шестидесятых годов.

Многие из этих недостатков были устранены в серийной продукции МЗМА/ АЗЛК уже через несколько лет после того, как были написаны эти строки — в конце шестидесятых годов на «Москвичах» появились новая коробка передач с синхронизированной первой скоростью и новым механизмом переключения, тормоза с гидровакуумным усилителем по лицензии английской фирмы «Girling», совершенно новый 75-сильный мотор, обеспечивший автомобилю хорошую даже по западным меркам динамику, а также безопасный интерьер. К сожалению, к этому времени машина уже устарела в целом, а адекватной замены ей и её производным на конвейере не последовало до середины восьмидесятых годов, что вызвало сравнительно быстрый уход «Москвича» с только что отбитого места на западноевропейских рынках.

Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провёл испытания М-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, которые смог найти, и по итогам которых писал, что:
«Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!

12 комментариев:

  1. Сейчас таких надежных машин у нас уже не делают, увы)

    ОтветитьУдалить
  2. москвич-машина на всю жизнь)))

    ОтветитьУдалить
  3. Первая картинка, напомнила почему то о Советских агит плакатах

    ОтветитьУдалить
  4. Это был рекламный плакат для торговли за рубежом.

    ОтветитьУдалить
  5. ох москвич и копейка. как я с вами намучился, особенно с ремонтом

    ОтветитьУдалить
  6. Москвич 408 это отличная машина, по тому времени люди о лучшем и мечтать не могли, волга раньше была не доступна простому человеку. Сейчас такой в отличном состоянии можно как раритет продать.

    ОтветитьУдалить
  7. У дедушки был такой... гоняли с ветерком )

    ОтветитьУдалить
  8. до сих пор такой в гараже стоит)

    ОтветитьУдалить
  9. В детстве помню был у знакомых такой, только с одиночными фарами. Как же они тряслись за эту машину, при советах был целый культ автомобиля.
    Не дай бог в аварию попадешь, будешь ещё полжизни на новую копить.

    ОтветитьУдалить