вторник, 22 февраля 2011 г.

Триумфторник: Circus Maximus

В этой еженельной рубрике я буду проводить небольшой экскурс в историю и знакомить вас с достижениями величайшей цивилизации античного мира - Римской Империи.

Макет-реконструкция Большого Цирка


Большой цирк - самый обширный ипподром в Древнем Риме. Располагался в долине между Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие двенадцать колесниц. Согласно легенде, именно на этом месте произошло похищение сабинянок, а также похищение скота Геркулеса.


Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима. До 329 г. до н. э. приспособлениях для скачек в этом месте не упоминались; очевидно, кроме арены и временных мест для почётных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи.

Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы Только в 329 г. выстроен был старт — из дерева с пестрой окраской. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о возобновлении старта и мет, о постановке аппарата с яйцами для счета туров, о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал вокруг арены.

В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.
Макет-реконструкция Рима времен Августа (фото)
Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках. На противоположном конце арены стояли три башни; в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка; между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл для колесниц и лошадей. По середине арены тянулась длинная и узкая платформа с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами. Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров.

План Большого Цирка
Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан Августу. Ряд мест на ближайших ступенях был предоставлен сенаторам и всадникам; зрителей пускали на основании особых, ненумерованных бронзовых марок-билетов. К этому времени относится описание Дионисия Галикарнасского. Согласно этому описанию, нижний этаж мест для зрелищ был каменный, верхние два — деревянные; внешние аркады были одноэтажные, в них помещались лавки, трактиры и т. п. Carceres представляли собой портик с двенадцатью арками для ворот и средним порталом. Клавдий создал мраморные carceres и золоченые меты; Нерон в 63 году приказал засыпать Цезарев канал, чтобы дать больше места всадникам. Пожар 64 года уничтожил, вероятно, только деревянные части; в 68 году в цирке вновь даются роскошные празднества. В 81 году Титом были выстроены великолепные ворота на южной короткой стороне цирка.

Эпохой в жизни цирка было правление Траяна, расширившего места для зрителей в очень значительной мере, частью на месте выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи. Домициан проложил дорогу от цирка в своему дворцу. И после Траяна значительная часть мест была сплошь деревянная, как показывают повторные случаи обвалов, стоившие жизни тысячам зрителей. При Константине цирк был основательно реставрирован; spina украсилась новым обелиском, вывезенным из Гелиополя.

панорамное фото места, на котором располагался Большой Цирк (9065 × 2109 пикс, 3 МБ)

17 комментариев:

  1. Казалось бы, тысячи лет назад жили, но умели же строить. Спасибо рабам :)

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная статья и рисунки.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, недавно слушал "История древнего мира. Древняя Индия". Теперь это. Освежаю школьные знания.

    ОтветитьУдалить
  4. Редко сейчас такое увидишь... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. фантастика, сложно представить что такое сооружение было построено в те времена

    ОтветитьУдалить
  6. Интересная статья, спасибо

    ОтветитьУдалить
  7. Обожаю древний рим, если бы был выбор в какое время и в каком месте жить, определенно выбрал бы его.

    ОтветитьУдалить
  8. люблю историю древнего рима

    ОтветитьУдалить
  9. Освой подкаты, братюнь.
    Это "Разрыв страницы" в дизайнере сообшений.

    ОтветитьУдалить
  10. Отлично написано. Читается на одном дыхании))

    ОтветитьУдалить
  11. С удовольствием почитал, спасибо

    ОтветитьУдалить